Кому как не нам с вами, издателям, знакома проблема нехватки литературы по специальности. Кто как не мы постоянно испытываем на себе удивленно-пораженные взгляды продавцов книжных магазинов и библиотекарей. И кто как не мы привыкли искать зернышки знаний в источниках смежных, а иногда и далеких наук.
Вот о таком источнике «относительно» далекой науки мне и хочется рассказать вам. Это научное издание, конкретней монография… по философии. Удивлены? Но сначала немного истории.
Данная книга увидела свет благодаря журналу «Университетская книга». Этот ежемесячный журнал, основанный в 1996 году, является уникальнейшим изданием, не имеющим аналогов в мировой периодике. Он освещает проблемы создания, издания и распространения учебной, научной, деловой и справочной литературы для высших и средних профессиональных учебных заведений, а также для научных учреждений.
Но пора обратиться к нашей монографии. Автор солиден – доктор философских наук, профессор Виктор Андреевич Канке, название многообещающе – «Философия учебника», содержание значительно – поверьте на слово.
Итак, Виктор Андреевич Канке «Философия учебника». Аннотацию рекомендую не читать, отпугивает, особенно, если курс философии вы прослушали менее чем год назад. Но для самых любопытных привожу отрывок: «…Особое внимание уделяется возможностям придания учебнику рафинированной концептуальности и этической обостренности. Развивается идея трансдисциплинарности. Широко используются достижения этики ответственности и т.д. и т.п. Рекомендую при чтении данной книги иметь под рукой «Новую философскую энциклопедию». Но это того стоит.
Изложенный новый философский подход к созданию и, следовательно, к редактированию учебника, нам, редакторам-издателям, привычно ограниченным рамками «основной текст – аппарат», значительно поможет взглянуть на феномен учебника комплексно. И с позиций философских понятий увидеть за авторским текстом (или создать на основе его) концептуально совершенный с личностно-ценностной ориентацией учебник – «навигатор в мире знаний». Автор не только поднимает такие важные и острые вопросы как, кем должен быть автор учебника, каковы взаимоотношения читателя, автора и преподавателя, учебный текст, его доступность и многоуровненность, но и предлагает их решения.
Главное взять себя в руки и смело начать штурмовать первую главу книги «Теория метанаучной трансдисциплинарной концептуальности». Соль и зерна долго выискивать не придется, автор подошел к написанию монографии с позиции своего же учения. Точно, логично и структурировано. Материал разбит на мелкие части, с нашей редакторской точки зрения может даже на слишком маленькие. Большим подспорьем в понимании теории является вторая часть книги, озаглавленная автором «Мой опыт работы...». Конечно, хотя в аннотации читательский адрес и определен как «авторы учебной литературы, работники издательства, преподаватели…», прямых обращений к нашим скромным персонам (редакторам) нет. Так что читайте, переваривайте и применяйте по собственным ощущениям.
И вдогонку хочется сказать о высоком уровне подготовки издания (это наша незыблемая система оценки «основной текст – аппарат»). После каждого параграфа кратко даются выводы, на основе их создано 100 рекомендаций авторам учебников и учебных пособий. Для издания в 118 страниц подготовлены предметный и именной указатели.
Приобрести издание можно в сети магазинов «Центр-книга» за 109 рублей.
В. А. Канке - доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии и социальных наук ИАТЭ - написал и защитил свою кандидатскую диссертацию всего за четыре месяца, а позже был отчислен из докторантуры всвязи с досрочным окончанием работы над докторской диссертацией.
Елена Михайловна Баранова,
старший преподаватель кафедры ФиСК